Р. КАРИМОВ. МОИ ПОКАЗАНИЯ



-- Извините, пожалуйста!
Я вздрогнул и обернулся. Задышалось свободней. Передо мной в сгущавшихся
сумерках стояли трое подтянутых молодых ребят в модной милицейской
форме. Один из них продолжал:
-- Добрый вечер. Ради Бога, еще раз извините, но у нас к вам просьба. Не
могли бы вы пройти с нами в отделение милиции? Мы бы никогда не стали
беспокоить вас в столь позднее время, но дело в том, что вы очень похожи
на одного опасного преступника.
-- Я? -- Я неловко попытался отпереться. -- На какого преступника?
В ответ незнакомец, как мне показалось, улыбнулся в темноте белыми
здоровыми зубами.
-- Вероятно, вы введены в заблуждение многочисленными детективными
романами, в которых сыщики безошибочно знают и помнят, кого им надо
поймать. Должен вас разочаровать. В жизни человеческая память не столь
совершенна. Вы знаете, сколько у нас людей висит на стенде "Их
разыскивает милиция"? Человек пять или даже шесть. Разве можно их всех
запомнить? Как же быть? Не носить же с собой сам стенд. Он ведь у нас
один на все отделение. Запомнить кого-то одного? Простите, но это было
бы самой настоящей предвзятостью. Нет, не этому нас учили две недели на
курсах милиционеров! Нас учили -- надо подойти к преступнику, окликнуть,
поздороваться, предста... О, нет... Господи! Простите, ради Бога, я же
не представился...
Оказалось, что мой собеседник, как и его двое друзей, служат в милиции
-- в то время, как их сверстники пьют, колются, хулиганят, дружат с
девушками. В свою очередь я назвал себя.
-- Надеюсь, это ваше настоящее имя? -- с некой взволнованной
торжественностью произнес мой новый знакомый. И, уже совсем по-детски
конфузясь, добавил. -- Не знал, что бывают такие.
На несколько мгновений воцарилась тишина -- ни выстрелов, ни криков о
помощи. Почему-то хотелось запомнить этот миг, остаться в нем.
-- Так как же, мы идем в отделение или нет? -- просительно посветив в
мои глаза, произнес давешний милиционер. -- Вы, конечно, можете
отказаться, но это лишь усугубит ваше, и без того нелегкое, положение.
-- он озабоченно потер лоб резиновой палкой, с которой не расставался в
протяжении всего нашего разговора.
Выглянула луна.
-- Исполняйте свой долг, сержант, -- твердо ответил я, разглядев,
наконец, на джинсовой куртке его погоны.
И мы отправились в отделение, впрочем, то и дело останавливаясь, чтобы
упиться отливом лунного серебра.
-- Кстати, а сколько вы выпили сегодня, вы уж извините мое любопытство,
-- неожиданно спросил сержант, отрешенно глядя куда-то вверх.
-- Я вообще не пил, а что?
-- Да так, на всякий случай, -- и сержант погрузился в какое-то
раздумье.
-- На улицах пьяных полно, -- еще более неожиданным было вступление в
разговор одного из двух других моих спутников.
-- Не бойтесь, пьяным и хулиганам рядом с нами делать нечего, --
отозвался и второй.
Как часто мы бываем вдруг откровенны с какими-то незнакомыми людьми! Так
и мне захотелось в тот момент поделиться чем-то с попутчиками. Сержант в
ответ молчал, но его друзья со своих сторон поддержали меня -- что да,
мол, все ничего такого не делали, все вышли в магазин за хлебом, всех
дома ждут, у всех сегодня вечером футбол по телевизору.
-- Вы за кого болеете? -- спросил меня один из них.
-- За "Динамо".
Не знаю, почему я соврал.
-- А я за "Спартак", -- ответил он и зашагал быстрее, как мне
показалось, потому что я не успевал, потому что упал вдруг...

Р. КАРИМОВ МОИ ПОКАЗАНИЯ (Продолжение.)




А потом было отделение, было чуть прохладно от бетонного пола, зато
светло, непривычно светло от лампы, озарявшей мое лицо в этот поздний
час, был чай, печенье, а может быть что-то другое, я не разглядел
издалека, и были разговоры, наши традиционные, наши вечные долгие ночные
разговоры.
-- Ох уж эти традиционные долгие ночные разговоры, -- усмехнулся я про
себя, поскольку про других я усмехнуться не решался: мне было стыдно за
свои зубы - не чищенные с утра, далеко не идеально белого цвета, многие
с дуплами или уродливыми алебастровыми пломбами, словом, далеко не
блестящие, за исключением никелированных протезов, -- они валялись
теперь где-то на полу.
Итак, мы разговаривали -- в основном вдвоем с начальником этого
отделения -- моложавым мужчиной лет пятидесяти, но уже майором, с
красивым изломом носа на мясистом, изъеденном оспой лице с породистыми
брылами и густыми, запущенными бровями, скрывавшими сократовский лоб.
Разговоры наши были интересны и содержательны, хотя майор и путал
постоянно меня с кем-то:
-- А вы выросли, Косой. Год назад вы были на полметра ниже. Как вам
удалось? Может, научите, а? Кто кассу в "Детском мире" брал, а, Косой?
Ну взяли бы деньги, но кассу-то зачем? И что это за маскарад, Рябой? Где
ваши усы и борода? Зачем вы пошли в хлебный? Вы же домушник, Рябой!..
Энергия майора поражала. За те несколько суток, что мы с ним общались,
он спал всего несколько раз. И тогда я невольно прислушивался к доселе
незнакомой мне жизни. Распухшее -- вдвое больше прежних своих размеров
-- ухо (я несколько раз неудачно падал в последнее время, еще когда шел
сюда даже, хотя меня поддерживали под руки, -- то на уши, то на глаза,
то на зубы, не говоря уже о ребрах) чутче обычного улавливало звуки,
доносившиеся из коридора:
-- ... Когда ты путать-то перестанешь? Сколько раз можно повторять: не
контрольный выстрел, а предупредительный... Опять в снег закопал? Хитрый
-- сам весной в отпуск, а я этими подснежниками занимайся... Что,
Петров, сбежала у тебя проститутка Сидорова? Эх, какую девку упустил...
Мне Косой нужен, понял? Косой! Рябого отпусти, некогда с ним цацкаться.
Мне Косой нужен... Убийца зашел на концерт Рихтера и скрылся в толпе.
Неужели не могли найти в ней преступника?.. Пусть лучше три трупа висят
на этом лохе, чем на нашем отделе...
Впрочем, не могу гарантировать полного соответствия моего восприятия
действительности -- например, второе ухо, тоже распухшее, ничего не
слышало и вело себя тихо.
Возвращался майор и мы возвращались к прежней теме:
-- Нам все известно, Косой. Ведь ваша теща работает в "Детском мире". А
вам, Лысый, идет парик. Как не парик? А это что по-вашему? Натуральный
парик, -- и майор ловко прикасался к моим волосам и через минуту
какого-то затменья я видел их у него в руках. -- Я ведь могу так и весь
его снять, а? Вытритесь, ладно. Так что подумайте, кто бы это мог убить
трех трамвайных контролеров...

Р. КАРИМОВ МОИ ПОКАЗАНИЯ (Окончание. Начало в номерах от 3 и 6 октября.)




Преступник не тот, кто совершил преступление, а тот, кто в нем
признался, ибо, например, о том, что кто-то кого-то убил, надо думать
про себя. Лишь теперь я мог оценить мастерство майора и его коллег.
Страшно подумать -- несколько дней назад я и не подозревал ничего, а
теперь эти подозрения полностью и страшно подтвердились. Если я не
преступник, почему я не могу смотреть людям в глаза, разве что левым --
чуть-чуть? Почему при слове "теща" я вздрагиваю так? Если я не
преступник, как объяснить эти приступы антипатии к работникам милиции? А
присутствие уголовного жаргона в моей повседневной речи? Стоит ли
спрашивать, способен ли я убить билетного контролера? Словом, я готов
был уже во всем признаться, как появился майор и просиял:
-- Дорогой, забыл вас по имени-отчеству! Поздравляю вас и себя. Все
выяснилось. Ваша теща показала, что в жизни не встречала такого идиота.
Так что у вас -- полное алиби. К тому же мы поймали настоящего
преступника -- Фокса. Хотите посмотреть?
И вновь я должен был восхититься работой милиции. Пойманный преступник
не был похож ни на одного из тех, чьи физиономии "украшали"
вышеупомянутый стенд "Их разыскивает милиция". И все же органам удалось
его разоблачить. Пойман он был перед самым закрытием молочного магазина.
-- Теперь вы свободны, -- протянул мне руку майор. -- Но просто так мы
ведь вас не отпустим! -- он лукаво подмигнул мне. -- Вот вам бумага,
ручка, чай, халва, угощайтесь. И напишите-ка вы обо всем, что было здесь
с вами, что вы видели, чувствовали. -- Я чувствовал, что мысленно уже
записываю слова майора. -- Не надо никаких приукрашиваний, погонь,
стрельбы. Кстати, чем отличается судья от милиционера? Когда судья
стреляет в воздух, надо бежать, когда милиционер - останавливаться...
Словом, пишите просто о людях, обычных людях -- самоотверженных, не
щадящих себя. Меньше схемы, больше человечности. Да-да, человечности. --
повторил он, поглаживая пойманного на улице бездомного котенка. -- Пусть
они у вас думают, сомневаются, шутят, наконец. Пишите, как умеете, не
стесняйтесь. И помните, что литература творит особую, но все же
реальность. И все наши достижения в каком-то смысле гораздо реальней на
бумаге, чем в так называемой "жизни". Это вот как... -- воплощение
милицейского духа, он оторвался от самосозерцания и медитации и устремил
взор на потолок. -- Напишешь, например, "халва" и во рту уже ощущаешь
что-то такое... приятное... ведь правда? Даже если никакой халвы там не
было. Так что -- пишите. А как только напишете, так мы вас тут же, в тот
же день и отпустим. Прочитаем, конечно, сперва, обсудим. Ну, работайте,
Лев Толстой! -- и майор подмигнул мне и вторым глазом. Получилось --
словно безмолвно напутствовал.
Вот так и возник этот рассказ, который отдаю теперь под суд твой,
беспристрастный читатель.
P. S. Майор, прочитав, сказал, что это, конечно, не братья Вайнеры, но
роман писать надо...

1997 Р. Каримов


конец



На оглавление

На главную страницу! Cупер! Неприличные анекдоты! Анекдоты Приколы Вова Штирлиц Красная бурда Ржевский Юмориада 7нот
Hosted by uCoz